20 новых лун обнаружено возле Сатурна

Хорошо известная всем «окольцованная планета» обогнала Юпитер, став самой богатой лунами планетой в Солнечной системе.

20 новых лун обнаружено возле Сатурна

Эта иллюстрация показывает орбиты 20 недавно открытых спутников Сатурна. 17 из них ретроградно вращаются вокруг планеты с кольцами, три оставшихся спутника — это програды. © NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

Властелин колец и лун. Недавно астрономы обнаружили 20 новых лун, обращающихся вокруг Сатурна. Таким образом, планета со знаменитыми кольцами теперь имеет 82 луны и опережает Юпитер с его 79 естественными спутниками, став самой богатой лунами планетой в Солнечной системе. Исследователи сообщают, что недавно обнаруженные спутники Сатурна имеют размеры всего в несколько километров, и многие из них, очевидно, являются фрагментами некогда более крупных спутников Сатурна.

Хотя Сатурн известен в первую очередь своей сложной кольцевой системой, он также имеет и множество лун. Подобно Юпитеру, его внутренние спутники, такие как Титан, Энцелад или Диона, относительно велики, в то время как многие из спутников на внешних орбитах имеют размеры чуть более нескольких километров и сильно взаимодействуют с кольцами. Однако до сих пор Сатурн отставал от "Короля Лун", газового гиганта Юпитера, возле которого после нового открытия двенадцати лун в 2018 году теперь известно 79 спутников.

Группами по убывающей

Но теперь Сатурн снова вырвался вперед. Астрономы группы под руководством Скотта Шеппарда из Научного института Карнеги обнаружили вокруг Сатурна, 20 новых лун, используя для своего поиска телескоп Subaru на Гавайях. Как сообщают исследователи, все спутники очень маленькие, имеют диаметр не  более пяти километров и вращаются вокруг планеты с кольцами тремя группами.

Одна группа состоит из 17 лун, ретроградно вращающихся вокруг кольцевой планеты, то есть в направлении, противоположном ее вращению. Их орбита напоминает орбиту группы ранее обнаруженных ретроградных лун, так называемой "северной группы". Этим спутникам для одного оборота вокруг Сатурна требуется около трех лет и, таким образом, он относятся к самым дальним лунам кольцевой планеты. А одна из недавно открытых лун вообще оказалась самым отдаленным от планеты Сатурн спутником.

Двое на кросс-орбите и один уникум

Шеппард и его команда сообщают, что две другие недавно обнаруженные луны являются проградами, то есть вращающимися вокруг направления вращения Сатурна. Соответственно, эти спутники имеют сильный наклон в 46 градусов к орбите плоскости кольца, аналогично уже известной группе «лун-инуитов». На завершение полного круга по орбите уходит около двух лет, и это значит, что они располагаются немного ближе к Сатурну, чем ретроградные луны.

Последняя новооткрытая луна представляется особым случаем: она движется в зоне орбиты ретроградных лун, но вращается проградно. Астрономы предполагают, что эта луна первоначально принадлежала к более внутренней группе проградных лун, так называемой «галльской группе», но затем со временем была вытянута наружу.

Обломки больших лун

«Такой тип группировки также можно найти и возле Юпитера», — объясняет Шеппард. Он и его коллеги истолковывают это как признак того, что эти лунные группы представляют собой обломки более крупных спутников. После разрушения во время столкновений фрагменты остаются собранными в группы. «Такие группировки указывают на сильные столкновения между предыдущими лунами в системе Сатурна или с проходящими астероидами или кометами», — говорит Шеппард.

20 недавно открытых спутников Сатурна и их особенности. © Lunati

По оценкам астрономов, эти столкновения произошли давно, но они произошли уже после растворения изначального облака вокруг молодого Солнца. «Тот факт, что эти недавно открытые спутники продолжают вращаться вокруг Сатурна даже после разрушения их материнской луны, говорит о том, что эти столкновения не происходили до тех пор, пока не завершилось формирование планет, и пыль уже не была важным фактором», — объясняет Шеппард.

Придумай названия для лун

Пока что новооткрытые спутники все еще обозначаются номером, но это должно вскоре измениться: Шеппард и его команда призывают все заинтересованные стороны присылать предложения названий для этих спутников Сатурна. До 6 декабря 2019 года предложения могут быть отправлены в твиттер @SaturnLunacy под хэштегом #NameSaturnsMoon с обоснованием предложения, а также, по возможности, с иллюстрацией (https://carnegiescience.edu/NameSaturnsMoons).

Но названия не могут быть произвольными, а должны соответствовать номенклатуре для этих лунных групп Сатурна. «Луны должны быть названы в честь гигантов скандинавской, галльской или инуитской мифологии», — объясняет Шеппард.