Дроны уже покорили Землю, и теперь они будут направлены на объекты Солнечной системы.
Вчера (27 июня) NASA объявило, что в 2026 году запустит вертолет для поисков жизни под названием Dragonfly («Стрекоза») к крупной луне Сатурна Титану. Если все пойдет по плану, в 2034 году «Стрекоза» совершит посадку на туманный и холодный спутник, а затем проведет несколько лет в полете, собирая различные данные и снимая удивительные ландшафты и экзотические пейзажи.
Но «Стрекоза» не будет первым беспилотником, летящим по небу внеземного мира. Крошечный вертолетный разведчик будет сопровождать миссию марсохода NASA «Марс 2020», запуск которой запланирован на Красную планету следующим летом, а посадка — в феврале 2021 года.
Марсианский вертолет (Mars Helicopter) и «Стрекоза» (Dragonfly) очень сложные аппараты с очень различными по своей природе местами, где их планируется использовать. Марсианский вертолет — это демонстрационная технология, которая весит всего 4 фунта. (1,8 килограмма) и не обладает никакими научными инструментами, тогда как восьмиконечный вертолетоподобный зонд для Титана будет иметь длину 10 футов (3 метра) и оснастится набором чувствительного научного оборудования общей стоимостью около 1 миллиарда долларов США.
Оба аппарата будут исследовать очень разные миры. Например, атмосфера Марса имеет толщину всего на 1% меньше, чем у Земли, и в ней преобладает углекислый газ, в то время, как газовая оболочка Титана в 400 раз толще, чем у Марса, и в основном она азотная.
Тем не менее, могут быть места и причины для совместной работы двух миссий, говорит главный исследователь Dragonfly Элизабет Тертл из Лаборатории прикладной физики Университета Джона Хопкинса в Лореле (штат Мэриленд).
«Вполне возможно, что есть общие черты, которые мы можем использовать между системами, — сказала вчера Тертл во время телеконференции с журналистами. — И мы были очень рады видеть вертолет Марс, выбранный для полета, и вертолет на нескольких планетах».
Она также добавила, что летать в атмосфере чужого мира будет непросто. Но это не сумасшедшая идея, учитывая, что основная технология — высоко автономный вертолет — очень совершенный в разных направлениях.
«По нашему мнению, то, что мы делаем с Dragonfly, это инновации, а не изобретения, — сказала по этому поводу Тертл. — Мы применяем технологии, которые уже существуют».
Марсианский вертолет (Mars Helicopter) и «Стрекоза» (Dragonfly) могут быть только началом. Если два беспилотника будут работать хорошо, то подобные им вертолеты смогут вскоре начать покидать Землю в относительно большом количестве.
«Мы предполагаем, что вертолеты откроют двери для новых типов исследований на Марсе», — заявил в марте Хавард Грип, руководитель отдела управления полетом и аэродинамики для Mars Helicopter во время презентации рабочей группы NASA по будущим космическим операциям (FISO).
«В будущем мы могли бы вообразить, что занимаемся региональными исследованиями с использованием нескольких вертолетов или отправляемся в труднодоступные районы или биологически чувствительные районы с использованием небольших вертолетов», — добавил Грип, работающий в Лаборатории реактивного движения NASAи в Калифорнийском технологическом институте в Пасадене.
Ранее сообщалось о том, что автоматический зонд BepiColombo по дороге к Меркурию сделал селфи.